[05.05.12] Михаил Лаврентьев - один из наших ученых, приблизивших победу в Великой Отечественной войне. Выдающиеся исследования основателя Сибирского отделения Академии наук позволили нашей стране создать оружие, предопределившее исход Курской битвы, а значит и перелом в войне.
Летом 41-го немцы начали использовать снаряды, каких не было в арсенале советских войск. Они оставляли на танках глубокие пробоины с оплавленными краями. "Бронепрожигающие", - окрестили их солдаты. "Кумулятивные", - поняли военные инженеры. Уже весной 42-го на основе трофейного немецкого снаряда был готов наш ответ фашистам. Однако чтобы сделать оружие лучше, надо было разобраться, как оно работает.
Явление, когда выемка на переднем крае снаряда увеличивает его пробивную силу, известно с 19 века. Его немцы и взяли за основу для фауст-патронов. Но что именно происходит при кумулятивном поражении и почему, не знали.
Владимир Титов, академик РАН, ученик М.А. Лаврентьева: "Физики не поняли! Качество экспериментов было великолепным. Вот им русского воображения, русской раскованности не хватило".
Задача для нестандартного ума. Расшифровать действие кумулятивного снаряда взялся математик Михаил Алексеевич Лаврентьев.
Тогда, в Уфе, почти за 15 лет до появления новосибирского Академгородка, он взглянул на явление так, как никто не додумался.
Владимир Титов, академик РАН, ученик М.А. Лаврентьева: "Поставил водяной насос, который выкидывал под давлением поршня водяную струю и вместо брони поставил глину. И увидел, что происходит, когда кумулятивный снаряд действует на броню — то же самое. И тогда Михаил Алексеевич сказал: "надо забыть про прочность металла". А это слово было революцией".
"Металл ведет себя, как жидкость", - объяснил кумуляцию Лаврентьев. Мысль настолько неординарная, что казалась нелепой.
Первое выступление ученого в Академии артиллерийских наук встретили смехом. Но эксперименты доказали его правоту. Теория Лаврентьева позволила увеличить пробивную силу снаряда, уменьшив при этом его размер. Вместо четырех осколочно-фугасных авиабомб знаменитый штурмовик ИЛ-2 мог взять больше 300-от кумулятивных. Эффективность была так велика, что существование таких снарядов Сталин приказал держать в строгом секрете — до особого случая. В сражении на Курской дуге советские летчики первыми нанесли удар по вражеским танкам, предопределив исход сражения.
Работы Лаврентьева оказали огромное влияние на тактику использования наших танков и их конструкцию. За теорию кумуляции ученый получил Сталинскую и Государственную премии. Михаил Алексеевич продолжил исследования и обнаружил еще одно явление, полезное и в мирное время - сварку металлов взрывом. Пожалуй, самый грандиозный и мирный памятник его теории сегодня - уникальная плотина в Медео, созданная направленным взрывом для защиты жителей Алма-Аты.
Автор: Оксана Тарасенко
Источник: ГТРК "Новосибирск" |